В то время как многие думают, что детство заканчивается в восемнадцать лет, вся история западной глубинной психологии показывает, что детство на самом деле не «заканчивается» , а полностью присутствуют в настоящем моменте жизни каждого человека в любом его возрасте. Для описания этой структуры части, которая одновременно включает прошлое в настоящее, используется метафора «Внутреннего ребёнка» -одна из самых распространенных в психотерапии в настоящее время.
Согласно определению Кембриджского словаря, «Внутренний ребенок является частью личности, которая все еще реагирует как ребенок и чувствует себя ребёнком».
Что такое внутренний ребенок?
Внутренний ребенок — это психологическое понятие, которое отражает детские аспекты личности человека и эмоционального состояния. Это метафорический способ описания молодой части, которая иногда может проявиться, когда человек сталкивается со стрессовыми или травмирующими ситуациями.
Согласно транзакционному анализу Эрика Берна, в каждом человеке живут три эго-состояния, три субличности-ребенок, родитель и взрослый.
Они часто сменяют друг друга в зависимости от ситуации и иногда проявляться одновременно.
Внутренний ребенок воссоздает детские мысли и чувства, стремления, страхи, реакции и позиции в отношении себя и других.
Он отвечает за порывы и опрометчивые поступки, любопытство и творчество.
Для этого состояния важны безопасность и определенность. При этом, если в человеке доминирует ребенок, он тревожен и слишком эмоционально реагирует на трудности, возводя любую мелочь в ранг катастрофы. Если же человека в детстве часто обижали и оскорбляли, он может заблокировать своего внутреннего ребенка и постепенно перестает получать удовольствие от жизни и радоваться своим достижения, подавляет свои желания и становится мрачным.
В таких случаях чаще доминирует родитель.
Внутренний родитель модель поведения, установки и предубеждения, перенятые извне, в первую очередь от родителей.
И только у развитой личности между родителем и ребенком стоит взрослый.
Это состояние психики не зависит от возраста. Оно отвечает за объективное восприятие текущей реальности.
Поэтому, чем ближе и лучше человек познакомится со своим внутреннем ребенком, тем легче ему будет его услышать. Хороший контакт с ним означает, что человек научится замечать свои чувства и физические ощущения. Он, как внимательный родитель, может подбодрить себя, порадовать чем-то приятным, когда это необходимо. У внутреннего ребенка, чьи потребности слышат, гораздо меньше поводов для саботажа — поэтому так важно наладить с ним диалог.
Все, о чем мы говорили выше, прекрасно отражено в диснеевском фильме «Малыш» с Брюсом Уиллисом.
Взрослый Брюс Уиллис неожиданно встречается на пороге своего дома со своим Внутренним Ребенком. Затем разворачивается процесс — герой Брюса лучше узнает этого Ребенка и начинает прислушиваться к нему. Он быстро понимает, что это не так-то легко, но когда Ребенок наконец-то сливается с его душой, происходит переоценка прошлого, перемена в его восприятии, что, разумеется, оказывает большое влияние и на настоящее. Хотя фильм этот содержит фантастические элементы, в основе его лежит глубокая и правильная аналогия с концепцией Внутреннего Ребенка. И то как важно -познакомить своего внутреннего взрослого со своим внутренним ребенком, дать ему защиту, поддержку, опору.А своему внутреннему взрослому помочь вспомнить все то, о чем мечтал, и быть способным наконец к настоящей близости, без «масок» независимости и неуязвимости.
Continue reading «Работа с Внутренним ребёнком»